понедельник, 7 января 2013 г.

Почему мозг не любит PowerPoint?

При использовании презентации в аудитории недостатки самой презентации можно компенсировать работой докладчика, его голосом и акцентами на правильных словах и в правильных местах. Но вот когда эта презентация идет в электронный курс, тут уже компенсировать огрехи совершенно нечем. Нужно многое переделывать и выверять.
Мозг человека воспринимает информацию через два основных канала - слух и зрение.
Много информации сразу мозг воспринимать не может. Он воспринимает только часть из того, что поступает на эти два канала. Он также принимает решение о том, стоит ли связывать между собой поступившую информацию. После обработки мозг будет решать, на что ему реагировать, а на что нет.

Аналогичная картинка возникает, когда  перегруженные слайды озвучиваются. В этот момент мозг не знает, на что именно ему обращать внимание.

В этот момент происходит первая утечка возможностей мозга, потому что свои силы он тратит зря. В этом изобилии информации мозгу нужно будет сделать выбор о том, что именно ему нужно. И тут мы   можем проиграть, потому как мозг слушателя не обязательно сделает выбор в пользу доносимого сообщения. Чем больше элементов на слайде, тем серьезнее решение о том, что именно нужно воспринять. Более того, рабочая память у нас очень слабая, туда вмещается мало, поэтому многое будет выброшено. А ведь именно у того, что попало в краткосрочную память, есть шансы попасть в долгосрочную и быть запомненным.

Основная мысль - если на слайдах будет слишком много информации, то мозгу придется сильно фильтровать, чтобы что-то воспринять. А фильтруя он может выкинуть то, что мы хотели донести и запомнить, например, запомнится симпатичный цвет какого-то графика, в то время как мы пытались донести причины снижения дохода. 


Что делать? 

1. 
"Используйте не название слайда, а заголовок", имея ввиду газетный заголовок, который привлекает внимание слушателей. У каждого слайда должен быть понятный и содержательный заголовок. В электронном курсе на слайде не должно быть дублирования названия темы, названия курса и названия подтемы, должен быть смысловой заголовок, по которому будет понятно о чем именно тут идет речь. 

2. Сегментируйте историю на несколько слайдов.  Регулярно переходите к сортировщику слайдов в PowerPoint, чтобы смотреть как идет история и не перегружены ли слайды. В курсе также очень важно видеть сюжетную линию и не пытаться всю информацию на один слайд уложить. История из хороших заголовков и соответствующей графики будет лучше запоминаться.
3-4. Нужно сократить нагрузку на зрительный канал. Для этого стоит убрать текст со слайда, оставить только графику и ее озвучить.  Если озвучить нет возможности, то нужно раскладывать сообщение на несколько слайдов. Кстати, это очень хорошая проверка графики на содержательность. Если убрав текст и добавив звуковые комментарии, она не потеряет смысл, то она нужна. Если нет - то это было простое украшение.
5. Со слайдов нужно убрать все лишнее, иначе на слайдах будет меньше внимания.   Поэтому убрать нужно как минимум следующее:
·         сложный фон слайдов с рисунками, орнаментами и прочим;
·         весь текст, который только можно убрать;
·         логотипы компании ("если вы только не боитесь, что люди забудут кто вы");
·         все инструкции (нужно сделать так, чтобы можно было закрыть);
·         помощника, который не несет никакого смысла;
·         все лишние декоративные эффекты на слайде, особенно отражения, тени и объем.

 Главное - чем проще, тем лучше. Аскетизм при разработке учебных презентаций только на пользу.

За основу взята  http://elearningtime.blogspot.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий